За последние две недели прекратили работу сразу несколько крупных туроператоров России, подставив под удар отдых своих туристов. Наши клиенты задаются вопросом, как вести себя в этой ситуации, возможно ли компенсировать понесенные расходы.
По закону гражданская ответственность турфирм подлежит обязательному страхованию. Без этого невозможна их деятельность: "В целях защиты прав и законных интересов граждан и юридических лиц осуществление туроператорской деятельности на территории Российской Федерации допускается юридическим лицом при наличии у него договора страхования гражданской ответственности за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязательств по договору о реализации туристского продукта либо банковской гарантии исполнения обязательств по договору о реализации туристского продукта (далее также - финансовое обеспечение)"(ст. 4 ФЗ-132 "Об основах туристической деятельности в Российской Федерации").
Если Ваша поездка не состоялась, нужно выяснить, кто является страховщиком или гарантом турфирмы и предъявить требование о произведении выплаты ввиду наступления страхового случая, а именно: неисполнении страхователем (турфирмой) его обязательств. Если не удастся выяснить эту информацию предъявляйте требование непосредственно турфирме с указанием о необходимости передать его страховщику (гаранту).
Примерный перечень документов для получения выплаты:
- заявление о выплате страхового возмещения;
- копия паспорта туриста и (или) иного заказчика или иного документа, удостоверяющего личность;
- договор о реализации туристского продукта между туристом и туроператором/турагентством, включая все приложения и дополнительные соглашения к нему;
- документ, подтверждающий реально понесенные туристом расходы – платежный документ в виде кассового чека и/или типографский бланк туристической путевки;
- договор между агентством и туроператором, документы подтверждающие поступление денежных средств туроператору в соответствии с законодательством РФ;
- документы авиакомпании или отеля, подтверждающие неисполнение туроператором обязательств по транспортировке и/или размещению. Вместо документов от авиакомпании и отеля может быть предоставлено письмо туроператора о невыполнении обязательств по отношению к конкретному туристу с указанием перечня и стоимости неисполненных услуг.
На данных момент на сайтах страховых компаний "Восхождение" (страховщик турфирмы Нева), "Ресо-Гарантия"( страховщик "ИнтАэр", "Интаэр Тревел") и "ВСК" (страховщик "Лабиринта"), ERV ( страховщик ООО «Единого Расчетного Центра» («Горячие туры») уже выложены образцы заявлений и примерный перечень документов для получения выплаты пострадавшими туристами. Однако, вопрос выплат остается открытым, обязательства перед туристами превысили страховые суммы.
Если Вы оказались за границей, и Ваш оператор приостановил свою деятельность, то на помощь придет некоммерческая ассоциация "Турпомощь", экстренный номер: +7(495)9815149. Помощь включает в себя перевозку обратно любым видом транспорта и маршрутом на выбор ассоциации, а также организацию минимально необходимого (по физиологическим нормам) питания. Проживание в отеле будет оплачиваться лишь в том случае, если время ожидание будет превышать 12 часов. Оплачивать из страхового фонда проживание в отеле до окончания приобретённого тура ассоциация не будет.